Это лучшие книжные картинки моего детства, побудившие рисовать если не так же, то хотя бы похоже! Вот именно на таких добрых, вдумчиво прорисованных, не агрессивных образах, с потрясающей палитрой, росли мы в большинстве своем. И сейчас ощущается действительно огромная разница в подходе к вопросу воздействия на сознание ребенка, сравнивая вот такую картинку и, например, нарочито яркую с гипертрофированным мультяшным изображением героев. У всего есть свои основания, и деградация детской художественной иллюстрации тоже имеет свои посылы. Текст ниже об этом. Многих волнует вопрос: почему на книжном рынке сегодня так мало переизданий советских книг — лучших примеров классики детской литературы и искусства книжной графики? А ведь без классики немыслимо полноценное, разностороннее развитие и воспитание человека...
Мы знаем, что многие родители умеют отличать подлинное искусство книги для детей от книжного суррогата, заполонившего магазины и интернет; ищут уже для своих детей те самые книги, на которых росли и воспитывались сами.
Постараемся разъяснить ситуацию.
Проблема в том, что переиздания классики интересны крайне малому количеству издателей. Причины различные: отсутствие коммерческого интереса, юридическая неграмотность, недостаточная осведомлённость и начитанность сотрудников издательств, нежелание обращаться к отечественной культуре, истории и наследию предков. Мода на среднеевропейский стиль рисования — примитивный, непрофессиональный, зачастую антихудожественный — тоже добавляет свою ложку дёгтя.
Бывает и так, что редакторы, дизайнеры, руководители современных издательств и сами не знают имён и произведений выдающихся писателей и художников. Однажды к нам обратились с просьбой разрешить издать рассказы Евгения Ивановича — с серийными (совершенно дикими!) иллюстрациями штатного дизайнера. Кажется, речь шла о рассказах про Тюпу и Томку... Когда мы ответили, что упомянутые произведения Евгения Чарушина могут издаваться только в первоначально задуманном виде, то есть с авторскими иллюстрациями, представитель издательства искренне удивился: "А что, Евгений Чарушин ещё и рисовал?"...
Как мы все — авторы, читатели, издатели — оказались в такой ситуации? И в чём причина?
А причин целая масса, и они плотно взаимодействуют друг с другом. Разрушенная система образования в издательской и художественной сфере, уход педагогов-специалистов, которых просто некем заменить. Подмена художественных, эстетических, нравственных, моральных ценностей в обществе. Хлынувший к нам поток дикой безвкусицы в перестроечное время и в 1990-е годы. Поток, который призван был уничтожить на корню все традиции, знания, профессионализм, культуру отечественного книгоиздания. Продвижение этого потока финансировалось извне, многие писатели, художники и издательский бизнес поощряли происходящее, не видя в этом ничего плохого... Такие люди есть даже среди наших коллег и знакомых, так что факт навыдуманный. Профессии художника и писателя — обесценились. У нас сегодня все подряд рисуют и пишут, для этого уже не нужны талант, знания, образованность, начитанность, эмоциональная и нравственная состоятельность. Плоды трудов таких авторов массово распространяются в книгах.
Конечно, бывают проблемы с авторскими правами на произведения. Например, их монополизирует какое-нибудь издательство. Как произошло с наследием Самуила Маршака или Николая Сладкова (мы писали об этом ещё в 2019 году: https://vk.com/charushini?w=wall-68483490_6546). В итоге произведения классиков детской литературы печатаются в каком угодно виде, но только не в классическом. А права никаким другим издательствам не предоставляются.
Кроме того, никто не исключает факт "пропажи" оригиналов иллюстраций. Хотя, учитывая качество современной полиграфии и возможностей цифровой обработки изображений, в работе над книгами можно обойтись и без оригиналов, а использовать изображения, уже напечатанные в книгах.
Часто нерадивые наследники распродают всё, что им достаётся. Часто и музеи тихо продают произведения, хранящиеся в фондах... Никто точно не знает количество безвозвратно исчезнувших иллюстраций советских художников.
Так что практически полное отсутствие выставок советской книжной графики в крупнейших музеях страны — факт закономерный, к сожалению. И причины примерно те же, что и у отсутствия переизданий.
Учитывая наш личный опыт общения с представителями музейного, искусствоведческого и творческого сообществ, можем сказать, что они в основном стараются не замечать существующих проблем, а освещение этих проблем воспринимают в штыки...
Что мы можем сделать — совместными усилиями с вами, дорогие, уважаемые наши читатели?
Как можно активнее засыпать издателей письмами и просьбами по поводу переизданий. Присылать примеры, фотографии книг, которые необходимо переиздавать. Задавать вопросы, озвучивать предложения на ярмарках, выставках, в музеях, крупнейших библиотеках, на творческих встречах... Рассказывать своим друзьям, знакомым, родственникам — о ценности и важности классического искусства детской книги.
Если общественность, сами читатели начнут освещать существующую проблему, поднимать эту серьёзную тему, возможно, результаты и исправление ситуации не заставят себя долго ждать.
Если Вам отвечают, что, к примеру (для наглядности), с Чарушиными сложно связаться или невозможно договориться, не верьте. Это враньё чистой воды. Если люди так отвечают, то, скорее всего, они даже не пытались к нам обратиться (примеры — история с издательством "Молодая гвардия": https://vk.com/charushini?w=wall-68483490_12501 и история с Выставочным центром Петербургского Союза художников: https://vk.com/charushini?w=wall-68483490_11952) Или обращались, но с совершенно недопустимыми, неприемлемыми предложениями: "мы нарисуем новые иллюстрации к рассказам Евгения Чарушина", "мы сами, на свой вкус, скомпонуем в книге рисунки Никиты Чарушина", "вы нам пришлите иллюстрации, а мы их будем утверждать", "вы нам предоставьте права, а мы вам потом, может быть, заплатим" или "продайте нам авторские права на произведения". Да, не стоит забывать, что творческий труд тоже должен достойно оплачиваться, как и работа с наследием. Труд художников не подразумевает спонсорство. А юридические взаимоотношения должны выстраиваться с соблюдением закона об авторском праве и интересов всех сторон.
Мы всегда открыты для сотрудничества, конструктивного, профессионального диалога. Контактные данные есть во многих издательствах, библиотеках, музеях. Если элементарно набрать в любой поисковой системе "Чарушины", можно сразу же найти наше сообщество.
Хочется верить, что существующая проблема объединит всех, кто осознаёт её колоссальный масштаб.
Важно — не оставаться равнодушными.
У нас с вами за плечами — бесценное, грандиозное наследие предков, выдающихся деятелей культуры и искусства; великая история, добрые традиции, профессиональные знания. От этого нельзя отворачиваться. Об этом нельзя забывать. Без этого наследия сложно представить наше с вами будущее и будущее наших детей. К этому наследию необходимо ответственно, бережно, с уважением относиться.
И ещё один важный факт: у читающих родителей — читающие дети.
С уважением,
семья художников и писателей Чарушиных.
#Евгений_Чарушин #Никита_Чарушин #классика #искусство #культура #история #традиции #детская_литература #Чарушины
Современные переиздания классики с иллюстрациями Евгения Ивановича и Никиты Евгеньевича Чарушиных: